10 февр.2017
Происшествия

Миасский стрелок, убивший четверых: «Я не жалею о том, что сделал»

30-летнему Александру Григорьеву грозил пожизненный срок за превышение пределов самообороны. Он защищал свой дом от хулиганов, что держали в страхе поселок [видео]

Александр ГригорьевФото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Об этой истории написаны сотни статей, выпущены десятки телепередач. Впервые в России человек, застреливший при самообороне четверых и ранивший пятого, признан невиновным. Дело закрыто за отсутствием состава преступления. На этот раз — уже окончательно. Прокуратура Челябинской области проверила, насколько обоснованно это заключение, и 10 февраля вынесла вердикт: все правильно.

И все же, в казалось бы обмусоленном со всех сторон происшествии до сих пор остались «белые пятна». Из-за чего все-таки возник конфликт, оборвавший четыре человеческих жизни? Зачем компания поздним вечером и в сильный мороз поехала в соседнее село? Можно ли было обойтись без стрельбы?

Чтобы ответить на эти вопросы корреспонденты «Комсомольской правды» — Челябинск» отправились в село Миасское, райцентр Красноармейского района Челябинской области к знаменитому «стрелку» Александру Григорьеву.

Этот дом Александр Григорьев построил сам незадолго до трагедииФото: Валерий ЗВОНАРЕВ

ПОЧТИ КАК В ТОТ ВЕЧЕР

По Курганскому тракту от окраины Челябинска до въезда в Миасское- 22 километра. Здесь живет около 10 тысяч человек.

Как и год назад на улице — минус 27. Долго плутаем, чтобы найти нужный нам переулок. Как его дом сумела разыскать в кромешной темноте компания, что приехала сюда вечером 1 января 2016-го?

Выручает местная жительница. На вопрос, где живет Григорьев, уверенно показывает нужную сторону. Но не потому, что его имя прогремело на всю страну. Александра здесь знают с детства: мастер на все руки, примерный семьянин, в прошлом — моряк-подводник.

Нужный дом сразу узнаем по многочисленным фото, облетевшим СМИ: из серого строительного камня с неотделанным вторым этажом, который электрогазосварщик высшего разряда недавно построил сам.

Сейчас Григорьев кутается в пуховик. Тогда на нем была футболкаФото: Валерий ЗВОНАРЕВ

31-летний хозяин встречает нас вместе с женой Татьяной, пятилетним сыном Святославом и адвокатом Алексеем Пешковым.

В тот злополучный вечер кроме супругов в доме были девятилетняя дочь Лера и 25-летний брат Александра Георгий. Славик гостил у бабушки, которая живет через три дома. В этот раз к ней отправили девочку — чтобы не травмировать детскую психику страшными воспоминаниями. А Егор уехал в командировку.

— Из-за этих передряг газовое отопление не успел сделать. Приходится печку топить. Уже три грузовика дров извел. Я в тот вечер как раз подкинул очередную порцию, когда в окно постучали, — мимоходом замечает Александр, входя во двор. И начинает рассказывать…

СЫР-БОР ПО ПУСТЯКУ

Новый год в уральских селах, как и везде, это не только праздник, но и обильное застолье. Денег не жалеют и покупают не самогон по сто рублей за бутылку, а запасаются «беленькой» из сетевого алкомаркета.

В тот вечер 1 января выпивали и у Григорьева, и за восемь километров от Миасского в маленьком поселке Курейное. Родные Александра уверяют, что пили только шампанское, которое осталось с праздничной ночи. Что употребляли те пятеро из Курейного — так и осталось загадкой. В экспертизе лишь сказано, что это был крепкий алкоголь в больших дозах.

Самая темная лошадка в этой истории — это Наталья, бывшая жена старшего из трех братьев Григорьевых Дмитрия, который работает вахтовым методом на севере. Как на грех, в тот вечер она зашла «на рюмку чая» к своим родственникам. Хотя те и знали, что невестка злоупотребляет горячительным, из-за чего ее лишили родительских прав, но в дом впустили. Зачем портить праздничный вечер? Из-за нее и произошел тот конфликт, который привел к кровопролитию.

— Около восьми часов вечера Наталья попросила телефон и позвонила в Курейное своей знакомой Екатерине Мишариной. О чем уж они разговаривали — сейчас никто не скажет. Екатерина мертва, а Наталья не помнит. Так или иначе, женщины разругались, а в разговор вмешался мой младший брат Жора. Я кстати, тогда вообще спал, — вспоминает Александр Григорьев.

В молодости Александр служил на подводной лодке в СевастополеФото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Мишарина в тот момент была дома вместе с гражданским мужем Андреем Андреевым, а у них гостил приятель Влад Бакиев. Андреев сказал что-то по телефону Жоре Григорьеву, тот ответил.

Недолго думая, Андреев позвонил своим «корешам» — Кириллу Свинолупову и Даниле Мякотину:

— Тут на меня из Миасского наехали. Приходите!

Компания собралась в доме Андреева. Парни, как на подбор, крепкие и решительные. Возрастом от 25 до 32 лет. У двоих — судимости за грабеж и наркотики, а Екатерина недавно «откинулась» после семи лет, проведенных в колонии за убийство — пырнула ножом соседа. Никто не работал. На жизнь перебивались случайными заработками.

Посидели, выпили и еще покурили травку. В заключении криминалистической экспертизы, кстати, говорится, что такая гремучая смесь дает неконтролируемый всплеск агрессии.

«ЗА ОТКАЗ СРАЗУ БИЛИ»

— Такие уж это были люди, не привыкли, когда им перечат, — поясняет адвокат Алесей Пешков. — Я навел справки у местных жителей: они могли отобрать улов у рыбаков, без спроса отрезать кусок мяса, которое кто-то коптил на участке. В случае отказа сразу били. Терроризировали все окрестности. В полиции на них масса административных протоколов. Местный участковый перекрестился на радостях, что одной проблемой стало меньше.

И вот около 23 часов все пятеро садятся в такси и едут в Миасское.

Таксист Андрей Иванов во время следствия стал одним из ключевых свидетелей. Он рассказал, что все были сильно пьяны, и всю дорогу говорили, что кого-то надо проучить. Кого — теперь понятно. А один пассажир что-то прятал в рукаве. Скорее всего, это был кухонный нож.

Около 23:15 компания вылезла из машины и пошла искать дом Григорьева. Наведались в дом к Наталье и узнали, где она гостила. А по пути чуть не избили случайного прохожего, похожего на Григорьева — кто-то когда-то его мельком видел.

— Я проснулся и вышел в сени подбросить дров. В это время в окно постучали, — вспоминает Александр.

Александр с женой Татьяной и сыном СвятославомФото: Валерий ЗВОНАРЕВ

ХРОНИКА НОВОГОДНЕЙ БОЙНИ

Это сейчас возле его дома забор с калиткой. Тогда не было — пятерка спокойно прошла по двору до самой входной двери.

— Было темно, и кто там за окном, я не увидел. А как только открыл дверь, меня рывком выволокли на улицу и принялись избивать.

Вместе с хозяином мы выходим во двор. Сейчас он кутается в теплый пуховик, а тогда оказался на морозе в футболке, спортивных штанах и тапочках.

— Они говорили за что?

— Нет. Никаких претензий и «наездов». Только трехэтажный мат. И удары, удары, — на несколько секунд Александр прерывается, чтобы перевести дух. Видно, что вспоминать ему ту ночь до сих пор больно.

Григорьев показывает место в трех метрах от входа со стороны огорода. Туда он отступил под натиском нападавших. И там же потерял сознание в первый раз, не успев увидеть, как у порога на улице избивают брата Егора, который выскочил на шум.

В это время через распахнутую дверь в дом ворвался Бакиев и со всей силы ударил Татьяну, которая выходила из комнаты. Та отлетела к дивану, за который сразу спряталась дочь Лера.

— Мама, я описалась! — кричала в истерике девочка.

Не найдя в доме никого, кто может оказать сопротивление, он присоединился к компании. Наружу выбежала и Татьяна и увидела, как Александр попытался подняться и получил по голове деревянным бруском, отчего снова свалился без чувств.

Александр Григорьев рассказал о той жуткой ночи

— Он лежал раздетый, на снегу, весь в крови. Я стала кричать, чтобы его хотя бы занесли в дом. Двое налетчиков схватили Сашу под руки и затащили в сени, — вспоминает Татьяна.

Это ключевой момент истории. В сенях Александр снова очухался и на четвереньках пополз к сейфу, который стоял в ближайшей комнате. Нащупал в стоявшем рядом комоде ключ, отворил дверцу и достал ружье — пятизарядный помповый «Моссберг» 12-го калибра. Нащупал патроны с картечью, зарядил дробовик и едва встал на ноги, как на пороге возник Кирилл Свинолупов с ножом в руках:

— Убью! — закричал он. И тогда Александр нажал на спусковой крючок.

Их разделяла пара метров. Заряд пришелся Свинолупову в голову. Он рухнул. С ружьем в руках стрелок выскочил на улицу и увидел, как темные силуэты ожесточенно пинают брата. Один человек бил каблуком сверху вниз. Позже выяснится, что это была Екатерина Мишарина.

— Отвалите, замочу! — заорал Александр.

Но сделать предупредительный выстрел не успел: двое сразу двинули на него… Выжил только Данила Мякотин — ему перебило руку.

После этого Александр кинулся к матери, чтобы та вызвала полицию — в суете он не мог найти свой телефон. Больше всего боялся, что брата Егора могли убить.

А потом было двухдневное задержание и освобождение после слов главы Следственного комитета РФ Бастрыкина о том, что дело будет расследовано самым тщательным образом.

Александр провел в ней 23 дня в больнице, Егор — 18, Татьяна — 10. У всех сотрясение мозга. У братьев — сломаны ребра и отбитые внутренние органы.

Тот самый Mossberg 12-го калибраФото: Валерий ЗВОНАРЕВ

ДВА КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСА

Почему Григорьев не стрелял по ногам, и откуда у погибших взялись ранения в спину? Чтобы восстановить картину, потребовалось опросить 50 свидетелей, провести около сотни экспертиз и больше двадцати следственных экспериментов.

И вот ответы: не стрелял по ногам, потому что боялся попасть в брата. Разлет у картечи большой, и одним выстрелом можно зацепит сразу несколько человек. Именно поэтому дробь кому-то попала в спину, кому-то в затылок. Бил-то в темноте, да еще и по силуэтам.

А почему нападавшие не испугались ружья? Может, не поверили, что Александр будет бить на поражение. А, может, под «кайфом» не понимали, что происходит.

— Его действия были полностью обоснованы, так как напавшие действовали крайне агрессивно. Григорьев защищался по обстановке, — коротко подвел итог многомесячных поисков истины следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Челябинской области Дмитрий Ашарин.

В итоге дело даже не дошло до суда.

Прощаясь, спрашиваю у Григорьева:

— Тебе их жаль?

Тот уверенно отвечает:

— Нет. За то, что они тогда делали, жалости быть не может!

Во дворе у стены избивали брата ЕгораФото: Валерий ЗВОНАРЕВ

ПОСТРАДАВШИЕ — В ГЛУБОКОЙ ОБОРОНЕ

Мы прощаемся с Григорьевыми и едем в поселок Курейный, чтобы узнать мнение родных погибших. Отец Данилы Мякотина выйти к нам отказался:

— Журналистам веры нет. Вы все перевираете. Общаться не буду!

Но почему? Любой человек, если он прав, будет отстаивать себя и своих близких до последнего. Тем более, что Данила выжил. Однако если во время следствия Григорьев и его домочадцы охотно прошли проверку полиграфом, то Мякотин это делать отказался. Хотя уверял, что даже не заходил во двор.

В Курейном всего около сотни жителей. Те, кто работает, ездят в Челябинск или Миасское. А те, кто нет — будто вымерли. Единственный магазинчик — и тот закрыт. Ни души, и только яростный лай собак дает понять, что в поселке кто-то живет.

Наугад стучимся в один дом — тишина, во второй, третий — то же самое. В четвертом из-за калитки спросили: «Кто там?», но узнав, что мы — пресса, послали подальше. Что они сговорились все, что ли?

Уже у околицы вылавливаем прохожего. Он выслушивает нас и говорит:

— У убитых тут полпоселка родни. Конечно, для них они жертвы, а Григорьев, вроде как, убийца. Те, кто так не считает, молчат. Им ведь с этой родней по соседству дальше жить.

Молчание родных убитых только подтверждают выводы следствия. Честный — молчать не станет.

Дело закрыто.

КОММЕНТАРИЙ

«Это — уникальный случай»

— Можно сказать, что случай этот для нашей страны уникален, — считает адвокат по уголовным делам Евгения Курнакина. — Свидетелей и потерпевших предупреждают об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. А обвиняемого предупреждать об этом не обязаны. Поэтому суд изначально исходит из того, что он может говорить неправду.

— В моей практике было такое дело, — вспоминает адвокат по уголовным делам юридической компании «Арте» Александр Лазарев. — Полицейский в штатском вступился за свою девушку, к которой пристал ее «бывший». Хватал ее за руки, пытался ударить. Мужчина оттолкнул обидчика, а когда тот замахнулся на него — пнул в живот. Этот специальный удар в полиции называют «расслабляющим». У потерпевшего случился разрыв селезенки.

На полицейского подали в суд за превышение самообороны. Суд настоял на том, что не надо было бить так сильно, тогда ничего бы не произошло. Итог: два с половиной года условно. И то потому, что у пострадавшего селезенка уже была повреждена ранее.

ВАЖЕН ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС

Доказать нарушение пределов самообороны сложно. Нужны железные аргументы, что вас хотели убить или сильно покалечить. Но как? Ведь даже нож в руках злоумышленника ни о чем не говорит суду. Может, он просто хотел им вас попугать? Это тоже статья, но более мягкая. А вы его чем- нибудь тяжелым отправили на тот свет. Отвечать вам.

Или такой случай: злоумышленник уже обезоружен и лежит на земле. А тот, на кого он напал, по инерции продолжает его избивать. Это уже превышение. Если нападавший стрелял в вас и не попал, а вы его убили в ответ, значит, предел обороны превысили вы.

Важны в таких случаях показания свидетелей, и кропотливая работа следствия. А часто получается, что или доказательств нет, или их просто их не хотят собирать. Тогда вся надежда на общественный резонанс.

Как это было два года назад в Новосибирске. Там 36-летнего отца двоих детей Виктора Ганчара отправили в колонию строгого режима на семь лет. За то, что он защитил свой дом от наркомана- рецидивиста. Тот, будучи под кайфом, ворвался к нему в дом. Ганчар вытолкал его на площадку и пнул. И тот умер от разрыва печени. Никаких синяков.

Виктор сам во всем сознался полицейским. Но так как драка произошла за дверью квартиры, человека признали виновным. Поднялся шквал голосов в защиту Ганчара. И не так давно тяжкую статью об «умышленном причинении тяжкого вреда здоровью» ему заменили на «причинение смерти по неосторожности». И освободили из зала суда под аплодисменты родственников и журналистов.

СОВЕТ «КП»

Как избежать превышения самообороны

Каждый случай индивидуален и конкретных рекомендаций быть не может. И все же общие советы дать можно.

1. Если есть возможность убежать, бегите. Это только в кино один может разогнать толпу. На деле даже спортсмену трудно выжить в уличной драке, где нет никаких правил.

2. Старайтесь всеми силами избежать конфликта. Не обращайте внимания на оскорбления. Не отвечайте грубостью на грубость. Промолчите. Как мы видим из случая с «миасским стрелком» к конфликту привела обычная перепалка по телефону!

3. И даже если ударили, но есть возможность уйти, быстро уходите.

4. Носите с собой перцовый баллончик. Он не причинит особого вреда нападавшему, но на пять минут нейтрализует любого.

5. Если вам удалось отбить нападение, постарайтесь овладеть собой и не «добивайте» противника, уходите. Можете сделать еще хуже.

6. Не стесняйтесь позвать на помощь. В любом случае кричите «Пожар!». На это слово лучше отреагируют окружающие. Спасать кого-то от бандитов мало кто захочет, а вот спастись от пожара пожелают все.

7. Но если выхода нет, и вас буквально прижали к стенке, обороняйтесь, надеясь на лучшее. Бейте в болевые точки — переносицу, горло, пах. Давите большими пальцами на глаза нападавшему, вцепитесь зубами в него, бейте телефоном под коленную чашечку.

Миасский стрелок. Хронология
источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Адрес редакции: г.Челябинск, ул.Красная, 4, 6 этаж Почтовый индекс: 454091 г. Челябинск, офис 611 Контактные телефоны: +7 (351) 266 66 81, +7 (351) 265 80 66
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru