Губернатор Челябинской области Алексей Текслер о планах после двух лет работы в регионе: что будет с метро, исчезнут ли маршрутки и предприятия-загрязнители
Алексей Текслер ответил на вопросы в эфире радио «Комсомольская правда»
Два года назад, 19 марта, Челябинскую область возглавил тогда малоизвестный южноуральцам Алексей Текслер. Указ о его назначении исполняющим обязанности главы региона подписал Владимир Путин. Новая кандидатура «варяга» вызвала недоверие, но со временем он сумел вселить надежду на позитивные перемены. Сегодня в эфире радио «Комсомольская правда» мы спросили Алексея Текслера о том, что он видит главным в своей работе и насколько слова подкрепляются делами.
ПРОШЛО 40 ЛЕТ, А КАЧЕЛЬКИ ВСЕ ТЕ ЖЕ
— Я отлично помню, когда вечером 19 марта 2019 года, в конце рабочего дня, жители узнали, что будет новый губернатор…
— Я тоже отлично помню этот день (улыбается).
— Познакомившись с регионом, как вы оценили его состояние и какой видите область сейчас, два года спустя?
— Я достаточно хорошо понимал проблематику Челябинской области. Сам часто бывал в Челябинске, здесь живут мои друзья, с которыми мы обсуждали вопросы развития города. Поэтому знал болевые точки, правда, больше с обывательской точки зрения. В должности первого заместителя министра я тоже был хорошо знаком с экономической составляющей региона. На что я обратил внимание, когда приехал уже в качестве ио губернатора, так это на то, что жизнь зависла если не в 90-х годах, то в 2000-х точно. И уже от меня требовалось, чтобы город получил ускоренное развитие и достиг уровня регионов, на которые можно равняться.
— А какие это регионы?
— Например, Московская область, Москва, где я прожил пять лет, Татарстан. Конечно, речь идет не о копировании всего, что там делается, а об опыте прорыва в жизни регионов. А в Челябинске до сих пор есть вещи еще из моего детства, словно ты на машине времени снова оказался в своем дворе — те же трамваи, то же деревце, та же качелька, но уже с толстым слоем краски. Но прошло-то уже 40 лет!
ЭКОЛОГИЯ СТАЛА НЕПРОСТЫМ ВЫЗОВОМ
— Вы приехали уже с планом исправления ошибок?
— Было некое понимание, но для решения любой задачи всегда важен анализ, диагностика. Именно поэтому я начал с объезда территорий. Некоторые вещи ведь видны невооруженным глазом. Приезжаешь в район, видишь, например, состояние больницы и все становится очевидным.
— Можете назвать топ-5, которые держите на личном контроле?
— Их больше. Самое важное — здравоохранение. Пандемия показала, что мы вовремя остановили оптимизацию, начали помогать медицинским учреждением оборудованием, строить новые фапы. В непростое время возвели отличную инфекционную больницу, и я этим горжусь. Сейчас строим вторую очередь. Больница многопрофильная, каждый лепесток-корпус может работать на другой профиль, не только инфекционный. Недавно я был в госпитале ветеранов, определили, что могут потребоваться дополнительные койки. И у нас нет головной боли, потому что мы можем их развернуть на базе новой больницы.
Второе направление — социально-экономическое развитие районов. Есть большая диспропорция — одни районы успешные, другие совсем отстающие. Я поставил задачу, чтобы в каждом муниципалитете были «заглавные» проекты развития. Диагностика показала чего не хватает в каждом городе. Оказалось, что больше всего проблем со здравоохранением, доступностью медицины, сферой ЖКХ, еще не хватает культурных и спортивных объектов.
На личном контроле строительство дорог и развитие транспорта. Такой интересный факт — два года назад, когда я приехал, выяснилось, что регион вообще никак не помогает районам в дорожном строительстве. Тогда я принял решение о выделении 500 миллионов рублей на летний сезон 2019-го года, чтобы главы могли отремонтировать и отстроит дороги. Мы эту работу продолжаем и сейчас. Если в 2018 году мы ремонтировали около 400 км дорог, то в последний и этот год — по 800 км, то есть объем в два раза увеличился. Понятно, что эти многолетние проблемы невозможно быстро решить, но сдвиг есть.
ЖКХ — это очень проблемные вопросы, требующие больших финансовых вложений. У каждого муниципалитета определили болевые точки — где-то это отопление, чистая вода, канализация. Будем решать постепенно.
Пятое направление — экология. Для меня это был один из самых непростых вызовов. За три месяца 2019 года я лично сам встретился со всеми руководителями крупных предприятий. На сегодня подписаны 15 соглашений, в каждом из которых около 80 пунктов. Эти документы о том, какие обязательства по улучшению экологии берут на себя заводы. Нам не нужны закрытые предприятия, нам нужны чистые предприятия. И они начали работать над этим, количество выбросов уже сократилось.
— То есть должны были появиться соглашения, чтобы крупные промышленники перестали травить города?
— Я благодарен поддержке федерального правительства, Росприроднадзора, которые помогли добиться этого. Все разговоры с руководителями предприятия начинались одинаково: «Мы старый завод и ничего сделать не можем». Нет уж, времена изменились. Я сам из Металлургического района, поэтому знаю, что раньше все сводилось к одному — труба дымит и слава советским металлургам. Сейчас промышленность может работать с соблюдением экологических требований, технологии все есть, нужно только внедрять.
Система добровольных обязательств хороша, но мы первые в стране сделали еще и систему мониторинга. И мы будет развивать ее, чтобы понимать, кто портит воздух. Специальные программы позволяют через силу, скорость, направление ветра вычислить источник загрязнения и тут уже фразы «Это не мы» не помогут.
Еще в этом году, надеюсь, запустим эксперимент по квотированию выбросов. Вся эта работа в совокупности позволит добиться к 2024 году снижения выбросов вредных веществ на 30%.
О ХОККЕЕ, ФУТБОЛЕ И СПОРТИВНОЙ ФИГУРЕ
— Многие заметили, что вы сильно похудели, как стали губернатором. Сказывается стрессовая работа или следите за своей формой?
— Вопрос воспринимаю как шуточный (смеется). Просто знаете, динамика жизни изменилась. Кабинетная, министерская работа — это одно, а постоянное движение — это другое.
— Одно из первых ваших решений на удивление коснулось смены руководства в ХК «Трактор». Сейчас в клубе снова кадровая лихорадка и вылет из плей-офф. Что будет предпринято теперь?
— Первым решением стало увольнение министра транспорта, а по «Трактору» было принято позднее. Что касается нынешнего положения, то никакой кадровой лихорадки нет. Если вы про то, что спортивный блок ушел, то это плановое развитие. В прошлом сезоне были кадровые изменения — назначен новый генеральный директор Иван Савин, мы вернули главного тренера, у которого были успехи здесь — это про Анвара Гатиятулина, по сути, собрали новую команду. Результат — сезон лучше прошлого, вошли в плей-офф с пятого места, но к сожалению, команда не перепрыгнула заданную планку. Мы делаем определенные выводы и команда продолжит изменения, чтобы в следующем сезоне быть лучше. И я благодарю хоккеистов, тренерский состав, потому что в этот раз играли лучше, чем раньше.
— Увеличилось финансирование на развитие футбола, на него тоже делается ставка?
— Футбол — дорогое удовольствие. Есть опыт регионов, которые вкладывали большие деньги в футбольные команды, покупали легионеров, потом деньги заканчивались, игроки разъезжались и на этом все заканчивалось. Лучше бы финансы вложили в детские школы. Сначала необходимо выстроить систему и она должна начинаться с развития детского, юношеского футбола. Я с РФС подписал соглашение по применению современных методик обучения в спортивных школах. Понятно, что нужна еще и материальная база в виде стадионов, крытого большого манежа. Но вопросы нужно решать последовательно.
ДОЛОЙ МАРШРУТКИ, ДА ЗДРАВСТВУЮТ ТРАМВАИ И МЕТРО
— Много говорится о развитии транспортной схемы. Но у наших читателей постоянно возникает вопрос: «Неужели чиновники не видят грязные, старые маршрутки, не знают о том, что в них просто опасно ездить из-за лихачества водителей и т.д.». Так исчезнут маршрутки из города и когда мы увидим первые перемены в транспортной сфере?
— Перемены уже начались. Мы видим, что городу больше 100 новых современных автобусов, которые, кстати, позволили убрать более 200 маршруток. И мы продолжим работу, чтобы на всех главных маршрутах был экологически чистый газомоторный транспорт. Но и автобусы малой вместимости тоже останутся, как и останется частный бизнес. Только будут ужесточены условия, компании будут находиться на подряде у государства за количество перевезенных пассажиров подрядчики будут получать средства. И здесь уже невозможно спекулировать на поднятии цены за проезд.
Агломерационная схема маршрутов предполагает объединение Копейска, Западного, Сосновского района, «Привилегии» единой сетью, чтобы не платить при пересадках.
Продолжаем модернизацию трамвайных перевозок. Их общая доля падала, но теперь будет повышаться. Начинаем ремонтировать пути, контактную сеть, остановки, особенно опасные, которые находятся в центре дорог, менять автопарк. До конца года в Челябинске появится 31 новый трамвай. Это будет основная модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с кондиционерами, в том числе для холодного времени года, WI-FI, usb и обычными розетками, возможностью ручного открывания дверей, чтобы сохранять тепло и не открывать их, если нет пассажиров.
Еще 10 таких трамваев появятся в Магнитогорске. В целом, общественный транспорт мы стараемся обновлять в разных городах и районах области — Миассе, Златоусте, Кунашаке, Троицке.
— Какая судьба ждет метро?
— Я помню какое воодушевление было, когда принималось решение о строительстве метро. Первая очередь предполагала пять станций. На настоящий момент чуть меньше половины тоннелей сделано, одна станция «Торговый центр» не полностью готова, но контур уже есть, еще одна — в стадии полуготовности, к остальным не приступали, а станции — это самое дорогое в строительстве. Понятно, что есть мечта о метрополитене, и некоторый объем работ уже проделан, но многое изменилось, и важно понимать целесообразность метро в Челябинске.
Недавно к нам приезжал вице-премьер Марат Хуснуллин, который в Москве уделял много внимания метро. Мы с ним спустились в наш тоннель, и я попросил его экспертным взглядом оценить состояние и, самое главное, перспективу. Мы договорились, что активно займемся этой темой. Сейчас ведутся переговоры с проектировщиками, чтобы понять, как старый проект метро, который уже не отвечает современным транспортным задачам, модернизировать, вписать в новую концепцию и оптимизировать расходы. В общем засыпать мечту о метро я не намерен и считаю, что будущее у челябинского метрополитена есть.
ЗА АНТИТЕЛАМИ В ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС
— Алексей Леонидович, не можем не спросить о борьбе с коронавирусом. Год, как мы находимся в режиме повышенной готовности, но уже дождались вакцины. А вы сделали прививку?
— Лично я пока не вакцинировался, потому что у меня есть антитела. Как только целесообразность появится, я сделаю прививку. Мы активно ведем вакцинацию, уже получили 116 тысяч вакцин, порядка 95% из них использованы.
И хочу сказать, что с этой субботы у челябинцев появится возможность поставить вакцину в торгово-развлекательных комплексах. Раньше там брали анализ ПЦР на коронавирус, теперь можно будет привиться. Это пилотный проект, чтобы вакцинация шла не только в медицинских учреждениях, но и в торговых комплексах. Начнем с Челябинска, потом будет продвигать проект в других городах. Я думаю, что жители оценят удобство и доступность.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
УФАС отменила итоги аукциона на строительство метро в Челябинске (подробнее).
В Челябинске вывели на маршрут низкопольный трамвай с USB-розетками и Wi-Fi (показываем).
Авария на теплотрассе, из-за которой жители Нязепетровска остались без отопления в мороз, обернулась уголовным делом (подробнее).
После пресс-конференции Путина экологи прокомментировали ситуацию с выбросами в Магнитогорске и неумение отличить туман от смога (собрали мнения).
К ЧИТАТЕЛЯМ
Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Facebook, Одноклассники.
Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77
Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм
Почта: kpchel@phkp.ru